Для того чтобы ответить на ваш вопрос о том, что было у Шамиля и чего не было у Гамзат-бека 50 лет назад, необходимо уточнить исторический контекст и личности, о которых идет речь.
Имам Шамиль (1797–1871) был лидером антироссийского сопротивления на Кавказе, возглавлявшим борьбу горцев в период Кавказской войны. Он был имамом Дагестана и Чечни и третьим имамом государства Северо-Кавказского имамата. Его деятельность и роль в истории Кавказа оставили значительный след в истории региона.
Гамзат-бек (ум. 1834) был предшественником Шамиля и вторым имамом Дагестана, также активно участвовавшим в сопротивлении против российской экспансии. Он был убит в 1834 году, и после его смерти Шамиль стал лидером движения.
Теперь, рассматривая период "50 лет назад" от даты вашего запроса, это будет 1973 год. В этом контексте можно рассмотреть, что было доступно или существовало у потомков, представителей или наследия Шамиля и чего не было у потомков, представителей или наследия Гамзат-бека в 1973 году.
В 1973 году на Северном Кавказе, как и везде в СССР, существовала советская система управления и социальная структура. Однако, наследие Имама Шамиля оставалось более значительным и влияющим на культуру и самосознание народов Кавказа, чем наследие Гамзат-бека. Вот несколько ключевых моментов:
Историческая память и символика: Имам Шамиль стал символом сопротивления и национального самосознания для многих кавказских народов. Его имя и деяния использовались в советское время для воспитания патриотизма и национального самосознания, хотя и в рамках идеологической линии партии. Гамзат-бек также был важной фигурой, но его роль и наследие не были столь же заметны и почитаемы.
Культурное влияние: Личность Шамиля была воспета в песнях, легендах и литературе, что оказало большое влияние на культурное самосознание народов Дагестана и Чечни. Гамзат-бек, несмотря на свою важную роль, не достиг такого же уровня культурного влияния и популярности.
Политическое наследие: В период советской власти, личности, подобные Шамилю, часто использовались как примеры героической борьбы против колониализма, что вписывалось в идеологическую линию СССР. Шамиль в этом контексте был более выгодной фигурой для официальной пропаганды, чем Гамзат-бек.
Коммеморация: В 1973 году и позднее, память о Шамиле могла быть увековечена в названиях улиц, памятниках и мемориальных досках, что также подчеркивало его более значительное историческое наследие по сравнению с Гамзат-беком.
Таким образом, можно заключить, что у Шамиля было более значительное и длительное культурное и историческое наследие, признание и память в народном сознании и официальной истории, чем у Гамзат-бека, особенно в контексте 50 лет назад от текущего момента.