Формирование художественного вкуса в столице, в данном случае Санкт-Петербурге, является сложным и многогранным процессом, который охватывает несколько столетий и множество культурных, социально-экономических и политических факторов.
Петровская эпоха (начало XVIII века)
Санкт-Петербург был заложен в 1703 году Петром Великим, который стремился модернизировать Россию по западноевропейскому образцу. Строительство нового города тесно переплелось с внедрением западного художественного вкуса. Петр I приглашал к работе над архитектурой и искусством города иностранных мастеров, таких как Доменико Трезини, Жан-Батист Леблон и другие. Эти архитекторы и художники принесли в Россию элементы барокко и классицизма, которые стали основой художественного вкуса той эпохи.
Елизаветинская эпоха (середина XVIII века)
Елизавета Петровна продолжила дело своего отца, и в этот период архитектурный стиль барокко достиг своего апогея. Одним из ярчайших представителей этого стиля был итальянский архитектор Бартоломео Растрелли. Его творения, такие как Зимний дворец и Смольный собор, стали символами елизаветинского барокко и оказали огромное влияние на формирование художественного вкуса в столице.
Екатерининская эпоха (вторая половина XVIII века)
При Екатерине II в архитектуре и искусстве возобладал классицизм. Императрица активно поддерживала искусство и культуру, приглашая к работе в Санкт-Петербурге таких мастеров, как Антонио Ринальди, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон. В этот период были построены такие значимые объекты, как Таврический дворец, Академия художеств и многие другие. Екатерина также основала Императорскую Академию художеств, которая стала важным центром художественного образования и формирования вкуса.
XIX век
В XIX веке художественный вкус Санкт-Петербурга продолжал развиваться под влиянием различных стилей, таких как ампир, эклектика, модерн. В этот период город становится культурной столицей России, где сосредоточены крупнейшие театры, музеи, галереи. Формирование художественного вкуса также происходит через деятельность обществ и кружков, таких как Общество поощрения художников и Товарищество передвижных художественных выставок.
Серебряный век и начало XX века
В конце XIX — начале XX века Санкт-Петербург становится центром русского художественного авангарда. Художники и архитекторы, такие как Казимир Малевич, Владимир Татлин, Александр Родченко, ищут новые формы и методы выражения, что также влияет на общий художественный вкус в столице.
Советский период
После революции 1917 года и переименования города в Ленинград, формирование художественного вкуса проходит под влиянием советской идеологии. Социалистический реализм становится основным направлением, но также продолжаются эксперименты в области авангарда и конструктивизма. В этот период значительное внимание уделяется массовому искусству, монументальной пропаганде и созданию новых культурных учреждений.
Постсоветский период и современность
После распада СССР и возвращения городу названия Санкт-Петербург, начинается новая эпоха в формировании художественного вкуса. В этот период происходит активная интеграция в мировой культурный контекст, возрождаются старые традиции и появляются новые культурные инициативы. Современные музеи, галереи, фестивали и биеннале играют важную роль в формировании художественного вкуса в столице.
Таким образом, формирование художественного вкуса в Санкт-Петербурге — это динамичный процесс, в котором переплетаются различные эпохи, стили и культурные влияния. Город продолжает оставаться важным центром искусства и культуры, где традиции встречаются с новаторством.