В СССР официальная и неофициальная культура представляли собой два параллельно существующих, но часто противоречащих друг другу мира.
Официальная культура
1. Идеологическая направленность: Официальная культура Советского Союза была строго регламентирована и подчинена идеологическим задачам. Она должна была отражать и поддерживать идеи марксизма-ленинизма, социалистического реализма и коммунистической морали. Главной задачей было воспитание "нового человека" — строителя коммунизма.
2. Социалистический реализм: Этот художественный метод был установлен в качестве основного и практически единственного допустимого направления в литературе, живописи, театре и кино. Социалистический реализм должен был изображать жизнь с позиции оптимизма, показывать героизм трудящихся и успехи социалистического строительства.
3. Контроль и цензура: Все виды искусства находились под строгим контролем государства. Существовали специальные органы, такие как Главлит (Главное управление по охране государственной тайны в печати), которые занимались цензурой и контролем над всеми публикациями и произведениями искусства.
4. Праздники и символы: Официальная культура активно использовала советские праздники (например, День Октябрьской революции, Международный женский день и День Победы) и символику (серп и молот, красный флаг, портреты Ленина и других революционеров) для укрепления идеологического единства и патриотизма.
5. Образование и пропаганда: Школы, вузы, дома культуры и клубы служили площадками для пропаганды официальной культуры. Учебные программы, литературные и художественные кружки, спортивные секции — всё это было направлено на воспитание "правильных" советских граждан.
Неофициальная культура
1. Подпольная литература и самиздат: В СССР существовала мощная традиция "самиздата" — самиздатская литература, которая распространялась нелегально. Это включало как политическую литературу, так и художественные произведения, которые не могли быть опубликованы официально. Среди известных авторов самиздата можно назвать Александра Солженицына и Бориса Пастернака.
2. Диссидентское движение: В 1960-1980-е годы в СССР существовало диссидентское движение, участники которого выступали против официальной идеологии и политики. Диссиденты часто привлекались к уголовной ответственности, подвергались преследованиям и ссылкам. Вместе с тем, их деятельность стала важной частью неофициальной культуры.
3. Андеграундное искусство: В Советском Союзе существовал целый пласт андеграундного искусства, который включал в себя авангардную живопись, неконвенциональную музыку и театр. Многие из этих художников и музыкантов не могли выставляться и выступать легально, поэтому они создавали свои работы в подполье или за пределами официальных учреждений.
4. Музыка и рок-культура: В 1970-1980-х годах в СССР возникла и развивалась рок-культура, которая часто противостояла официальной музыкальной сцене. Группы и исполнители, такие как "Аквариум", "Кино", "Машина времени" и другие, стали символами неофициальной культуры. Их тексты часто содержали скрытые или явные протестные настроения.
5. Кружки и клубы по интересам: Существовали независимые кружки и клубы, где собирались люди, интересующиеся различными аспектами культуры и науки, которые не находили поддержки в официальной сфере. Это могли быть литературные чтения, философские дискуссии, научные семинары и так далее.
Взаимодействие и конфликт
Официальная и неофициальная культуры в СССР часто находились в конфликте. Государство активно боролось с проявлениями неофициальной культуры, видя в ней угрозу стабильности и идеологической чистоте. В то же время, неофициальная культура играла роль "клапана", через который выражались и распространялись независимые мысли и идеи, тем самым оказывая влияние на общественное сознание.
Перестройка и гласность: В период перестройки (вторая половина 1980-х годов) под руководством Михаила Горбачёва началась политика гласности, которая позволила многим представителям неофициальной культуры выйти из подполья и легализоваться. Это стало временем активного взаимодействия между двумя культурами, что привело к значительным изменениям в обществе.
Таким образом, официальная и неофициальная культура в СССР представляли собой два мира, которые, находясь в постоянном взаимодействии и конфликте, существенно влияли друг на друга и на развитие советского общества в целом.