Утверждение, что в Спарте, как и в Афинах, сложилась демократическая форма правления, неверно. Чтобы понять различия между политическими системами Спарты и Афин, рассмотрим их подробнее:
Афины: Афины известны как колыбель демократии. В V веке до н.э. в Афинах сложилась система прямой демократии, где каждый свободный гражданин имел право участвовать в политическом процессе. Это включало участие в Народном собрании, где принимались важные решения, и возможность занимать государственные должности через жребий. Демократия обеспечивала определенный уровень равенства среди граждан, хотя женщины, рабы и метэки (иностранцы) были исключены из этого процесса.
Спарта: Спарта, напротив, имела олигархическую систему правления, известную как "спартанская полития". В Спарте существовали два царя, которые одновременно исполняли религиозные, военные и судебные функции. Однако реальная власть принадлежала Совету старейшин (Герусия), состоящему из 28 пожизненно избираемых членов и двух царей. Также существовало Народное собрание (Апелла), но его полномочия были ограничены, и оно в основном утверждало решения, предложенные Герусией. Эфоры, группа из пяти избираемых ежегодно чиновников, имели значительную власть и могли влиять на царей и Герусию, но это не делало систему демократической в афинском понимании.
Таким образом, политическая система Спарты была скорее смесью монархии (двое царей), олигархии (Совет старейшин) и элементов военной диктатуры (эфоры), чем демократии. Спартанское общество было строго иерархичным, и основное внимание уделялось военной подготовке и дисциплине, что не способствовало развитию демократических институтов.
В итоге, Афины и Спарта представляли собой две противоположные политические модели в Древней Греции, и утверждение о наличии демократической формы правления в Спарте является некорректным.